Кардинальное изменение количества иностранных футболистов, которых клубы Российской премьер-лиги смогут выпускать на поле в матчах отечественного чемпионата, произойдет в 2028 году, о чем на полях Восточного экономического форума заявил министр спорта Михаил Дегтярев. Добавив, что с его позицией стали соглашаться в футбольном сообществе. Помимо этого Дегтярев рассказал о работе по созданию «единого оператора судейства».
фото: fc-zenit.ru
Сборная России по футболу 4 сентября проводит первый товарищеский матч своего осеннего цикла игр. Нашим соперником на стадионе в столичном Тушино была выбрана команда Иордании, о которой «МК» уже подробно рассказывал ранее. Пока Валерий Карпин и его игроки отстаивают честь российского футбола на поле, руководство российского спорта продолжает работу по защите отечественных спортсменов и повышении уровня их мастерства, вкупе с интеллектуальным уровнем.
Решение вопроса о новом лимите на легионеров в Российской премьер-лиге будет завершено в ближайшее время. Такой вывод можно сделать из выступления министра спорта РФ Михаила Дегтярева на полях десятого Восточного экономического форума (ВЭФ), который проходит во Владивостоке с 3 по 6 сентября.
Впервые свое предложение о необходимости существенно ограничить количество иностранных футболистов, которое клубы высшего отечественного дивизиона могут включать в свою заявку на сезон, а также единовременно выпускать на поле во время матчей чемпионата, Дегтярев озвучил в августе 2025 года. Оно вызвало большой резонанс среди всей футбольной общественности, начиная от руководства национальной федерации и владельцев команд РПЛ и заканчивая болельщиками. Поскольку тема легионеров в нашем футболе — одна из самых обсуждаемых и болезненных на протяжении последних двадцати с лишним лет.
Почти тридцать лет назад, в 1997 году, лимит на легионеров в высшем дивизионе был полностью отменен. Что в итоге привело к одному из самых скандальных эпизодов нашего современного футбола. 27 августа 2005 года в матче с давно уже канувшей в Лету «Москвой» (был кода-то такой клуб на Восточной улице) главный тренер столичного «Динамо» Иво Вортманн, сам являвшийся тренером-легионером из Бразилии, выпустил на поле в стартовом составе 11 легионеров, благо регламент проведения чемпионата в то время позволял делать подобные вещи. В тот год у динамовцев в заявке на сезон было много иностранцев, в основном из Португалии, и причем довольно именитых — Данни, Маниша, Дерлей, Коштинья, Рибейру, Нуну, Фрешо, плюс футболисты из других стран (легионеров в том «Динамо» было даже больше, чем сейчас бразильцев в «Зените»). Стоит напомнить, что тот матч «Москва», которой тогда руководил Леонид Слуцкий, у «Динамо» выиграла 2:1 — дубль сделал знаменитый российский нападающий Дмитрий Кириченко на 32-й и 37-й минутах встречи, у динамовцев единственный мяч во втором тайме забил Рибейру.
Именно эта игра стала своеобразной точкой отсчета, положившей конец практически бесконтрольному «завозу» иностранцев в российские клубы. Ситуация была настолько скандальной, что дошла даже до высшего руководства страны, да и спустя двадцать лет периодически используется в качестве одного из доводов сторонниками ужесточения лимита на легионеров. Напомним, что уже в следующем сезоне 2006 года президент Российского футбольного союза Виталий Мутко существенно ограничил данный лимит — не более семи иностранцев на поле в матче РПЛ, обосновав это в том числе неудачами российской сборной в международных турнирах.
фото: fckrasnodar.ru
После этого количество иностранных игроков в российских клубах постоянно менялось. И в данный момент оно, согласно регламентным документам Российской премьер-лиги, которые утверждает Российский футбольный союз, составляет не более 13 футболистов в заявке на сезон и не более 8 иностранцев одномоментно на поле. При этом необходимо помнить, что граждане стран ЕАЭС, белорусы, казахи, армяне и киргизы, в нашем футболе легионерами не являются согласно действующим между нашими странами межправительственным соглашениям. Что чисто теоретически, а может, даже и практически дает возможность для дополнительных юридических маневров по «натурализации» игроков из других частей света.
***
Вернемся же к тому, что говорил министр спорта Михаил Дегтярев на полях десятого ВЭФ. Поскольку его заявление самым серьезным образом может повлиять на дальнейшее развитие всей футбольной отрасли в России.
«Лимит на легионеров в футболе чересчур мягкий. Минспорт установит новый — 10 легионеров в заявке, пять — на поле. 9 сентября на встрече с клубами объявим год вступления в силу нового лимита. Предварительно это 2028 год», — цитирует министра РИА Новости.
Вообще, эта встреча, запланированная на 9 сентября, обещает быть очень интересной. Ожидается, что помимо лимита на ней будет обсуждаться возможный потолок зарплат для футболистов, создание единого оператора судейства, а также составление перечня книг, обязательных к прочтению игроками для повышения их интеллектуального уровня.
Рассуждая о лимите на легионеров, Дегтярев отметил, что учитывать опыт других стран в данном вопросе не нужно, так как «это все разговоры, так сказать, ради разговоров». Добавив, что в ведущих футбольных странах Европы данное ограничение на участие иностранцев в матчах национальных чемпионатов гораздо жестче. Более того, по словам министра, условие «10 легионеров в заявке, пять на поле» — только начало процесса по постепенному снижению «импортозависимости» спорта номер один. Дальше будет жестче.
Возникает резонный вопрос — где же взять необходимое количество новых талантливых футболистов с российскими паспортами, ведь клубы приглашают в свои ряды легионеров не от хорошей жизни. На него у Дегтярева, как сообщает ТАСС, тоже есть ответ: «Государство устанавливает цель, а уже задача клубов развивать свои академии, искать молодых футболистов… Это вопрос регионов, (они) отвечают за развитие в целом детско-юношеского спорта по закону и Конституции РФ. Поэтому разговор будет обстоятельный, но государство цель определит. Это однозначно, никаких здесь дискуссий».
фото: spartak.com
Четко и понятно: «Вижу цель, не вижу препятствий».
И все же попробуем понять, как это можно сделать? Раз уж делать, похоже, придется в любом случае. Поскольку, как также сообщил Дегтярев, футбольный функционеры все же согласились с тем, что лимит будет ужесточаться. И готовы к диалогу в контексте: «…как государственный регулятор решит, так и будем делать».
***
Кто же является сейчас легионером в российском футболе: Ответ простой, согласно все тем же регламентным документам РПЛ — это «футболист, не имеющий права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации в соответствии с нормами Регламента по применению Устава ФИФА» (не забывает про игроков из стран-участников ЕАЭС. — Ред.).
Кстати, из-за этого определения на днях пострадал санкт-петербургский «Зенит», так как его капитан и защитник Дуглас Сантос, в октябре 2024 года получивший российское гражданство и переставший считаться легионером, был вызван на сентябрьские матчи в сборную Бразилии, что автоматически снова перевело его в разряд «иностранцев» для питерского клуба.
Мотивы сторонников ужесточения лимита понятны. А на чем строятся доводы убежденных антилимитчиков? Они тоже не столь сложны. Во-первых, место в стартовом составе игрок должен получать не по цвету его паспорта, а по спортивным показателям, и играть должен тот, кто лучше готов к матчу. Иначе тренеру приходится думать, как вписать в игровую схему своей команды регламентные нормы, вместо того чтобы побеждать при помощи сильнейших.
фото: fcdynamo.ru
Во-вторых, к сожалению, иногда «спущенные сверху» разнарядки не лучшим образом влияют на самих российских игроков — зачем ломать ноги, если тебя и так выпустят на поле в соответствии с регламентом турнира? Это, конечно, предполагаемая ситуация, но бывает всякое. В-третьих, если клубам придется укрепляться в первую очередь отечественными футболистами, то у агентов может появиться соблазн завышать их стоимость при заключении контрактов — деваться то командам все равно будет некуда. В-четвертых, любые ограничения, точнее протекционизм в любой из сфер экономики, а профессиональный футбол в частности, и профессиональный спорт в целом — это в первую очередь одна из отраслей отечественной экономики, и уже потом «про медали и рекорды», по идее должны предполагать государственные программы по поддержке и развитию национальных производств. В данном случае, как сказал министр Дегтярев — спортивных школ и детско-юношеских академий, в том числе клубных. Потому что детский спорт всегда был дотационным, на нем нельзя зарабатывать. Это уже потом, когда один из ста или даже из тысячи юных футболистов дорастет до уровня клуба хотя бы Первой лиги, не говоря уж про РПЛ, его можно продавать в другие команды, компенсируя затраты на его воспитание. Но для этого нужны годы труда детских тренеров и других специалистов. Яркий пример — футбольный клуб «Краснодар», обладающий одной из лучших не то что в России, а пожалуй что и в мире собственной академией. В системе которой обучается несколько тысяч юных футболистов. Посмотрите на состав главной команды клуба — сколько там доморощенных игроков и сколько легионеров? Владелец «Краснодара» Сергей Николаевич Галицкий неоднократно говорил, что его мечтой является стартовый состав на матч, в котором будут только собственные воспитанники. И если уж даже ему с его влюбленностью в футбол и искренней заботой о своем «Краснодаре» не получается обойтись без иностранцев, значит, пока это на самом деле не так-то просто сделать. Футболисты не растут «под заказ», как елочки к Новому году. Помимо мастерства нужен талант, который дается свыше. Либо не дается, что бывает гораздо чаще. И если искусственно снижать уровень конкуренции за место на поле, то вслед за этим будет снижаться и уровень самого футбола. Что, кстати, отмечают сейчас некоторые авторитетные специалисты — после того как наши клубы исключили по политическим мотивам из международных турниров весной 2022 года, уровень отечественного чемпионата начал снижаться. Поэтому просто математически урезать количество легионеров, возможно, не самое лучшее решение — мы это уже проходили за 20 лет, начиная с 2005 года. Кстати, вот еще один пример — после того как лимит начал ужесточаться, сколько раз наши команды выигрывали еврокубки и как они вообще играли в евротурнирах? Был оглушительный успех ЦСКА весной 2005 года. Затем не менее впечатляющий успех «Зенита» весной 2008. А дальше? Поэтому хочется надеяться, что 9 сентября на неоднократно анонсированной встрече Минспорта с РФС и клубами удастся выработать стратегию развития отечественного футбола, основанную на здравомыслии, а не на лозунгах и приказах. Да и о том, как продвигается работа по созданию «единого оператора по судейству» и что это такое, тоже хотелось бы узнать поподробнее. С судейством у нас также есть трудности, а его реформами в РФС занимаются тоже не один десяток лет.
При этом не стоит забывать еще и о том, что наш футбол является частью мирового футбола (пусть на данный момент и с ограничением в правах), которым руководят ФИФА и на региональном уровне в нашем случае — УЕФА. А они всегда крайне внимательно и трепетно относятся к вмешательству в дела национальных федераций. В том числе и в вопросах судейства — РФС в свое время подписал «Судейскую конвенцию УЕФА», ограничивающую влияние на работу арбитров. Такова структура управления данным видом спорта на международном уровне. И в истории бывали прецеденты, когда ФИФА, посчитав, что государство слушком уж рьяно вмешивается в дела национальной футбольной федерации, исключала из своих турниров нигерийскую сборную в 2010 году, а в 2015 несколько раз предупреждала правительство Испании, что применит к сборной этой страны похожие санкции. Там тоже шутить не любят.