
Вряд ли покинувшей Россию в марте 2022 года американской сети ресторанов McDonald’s будет выгодно возвращаться, даже в случае потепления российско-американских политических и экономических отношений, считает бизнесмен, собственник открывшихся заведений «Вкусно — и точка» Александр Говор.
О покупке Говором заведений McDonald’s стало известно в мае 2022 года, ранее он развивал эту сеть в сибирских регионах по франшизе. Несмотря на первоначальный скепсис многих наблюдателей, дела у него, судя по всему, идут неплохо.
В том случае, если McDonald’s решит воспользоваться опцией на выкуп заведений, то переговоры будут проходить исключительно в правовом поле, отчеканил бизнесмен. Правда, Говор сомневается в таком развитии событий:
«Мое личное мнение: не думаю, что на сегодняшний день это даже просто выгодно. Это же опцион. У нас с ними есть определенные договоренности, они подписаны. Обязательства, которые я на себя взял, я должен был выполнить через два года. Я выполнил их через полтора — на полгода раньше».
Кстати, после заключения соглашения с McDonald’s в 2022 году Александр Говор рассказывал, что сделка предусматривает опцию обратного выкупа на протяжении 10−15 лет.
Кроме того, в мае 2025-го президент РФ Владимир Путин на встрече с представителями деловых кругов пообещал помочь сети «Вкусно — и точка» урегулировать различные вопросы, если вдруг McDonald’s надумает вернуться.
Стоит напомнить, что в ноябре 2025 года корпорация McDonald’s зарегистрировала в России товарные знаки «Биг Тейсти» и «МакДоставка», что было воспринято многими наблюдателями как подготовка к возвращению в нашу страну.
Эксперт рынка франшиз Юрий Богомолов также сомневается в том, что сеть McDonald’s попытается возобновить бизнес в России.
— Во-первых, действительно выгода от такого возвращения сомнительна, к тому же политическая ситуация этому процессу пока не благоприятствует. Отношения между нашими странами еще нельзя назвать налаженными.
К тому же произошли изменения в инфраструктуре бизнеса — для нынешнего владельца нет смысла его продавать, а для американской сети — выкупать.
«СП»: Стоит ли ожидать возвращения в нашу страну других ранее ушедших международных брендов?
— Видимо, стоит ожидать нового прихода прежде всего американских брендов. На европейские уже вряд ли стоит рассчитывать, по политическим причинам.
Что касается каких-то направлений бизнеса, то в первую очередь, наверное, это будут именно сети фастфудов.
Конечно, такое возвращение произойдет только после завершения украинского конфликта, когда будут восстанавливаться двусторонние связи между Россией и США — политические, деловые. Это урегулирование станет сигналом для бизнеса.
«СП»: Насколько наш бизнес смог заместить ушедшие иностранные бренды? Поначалу многим такое замещение казалось практически невозможным.
— Если брать сферу франчайзинга, все прошло довольно успешно. По большому счету, можно только удивляться, насколько удачно все получилось. И мы имеем основания быть довольными нашим бизнесом.
«СП»: С чем это связано, учитывая большой первоначальный скепсис многих наших сограждан?
— Все-таки не надо думать, что в плане предпринимательства наш народ талантлив менее других. Пора расстаться с такого рода стереотипами. К тому же наше бизнес-сообщество в тех непростых условиях проявило сплоченность, если хотите. Конечно, свою роль сыграла и государственная поддержка в плане финансирования проектов, оказанная многим крупным компаниям.
По мнению директора по стратегии ИК «Финам» Ярослава Кабакова, возвращение McDonald’s и других иностранных компаний в Россию теоретически возможно, но на практике это будет сложный и дорогой процесс.
— Во многих случаях сделки по уходу предусматривали опцион на обратный выкуп активов, однако их стоимость теперь может оказаться значительно выше первоначальной, а сами условия будут зависеть от решений российских регуляторов и политической конъюнктуры.
«СП»: Почему не будет легкого пути? Только по причине изменений стоимости выкупа бизнеса?
— Напомню, российские власти и участники рынка неоднократно давали понять, что преференций для возвращающихся брендов не будет, поскольку освободившиеся ниши уже заняты локальными игроками.
За последние два-три года российский бизнес во многих сегментах, прежде всего в общественном питании, ритейле и потребительских товарах, сумел в значительной степени заместить ушедшие компании, а часть поставок была переориентирована на альтернативные рынки.
Поэтому даже в случае смягчения внешнеполитической ситуации возвращение возможно скорее точечное и выборочное: быстрее всего это могло бы происходить в потребительских отраслях с относительно низкими барьерами входа, тогда как финансовый сектор, высокие технологии и другие чувствительные сферы вряд ли откроются для иностранных игроков в обозримой перспективе.
В целом же рынок уже заметно изменился, и потенциально возвращающимся компаниям пришлось бы фактически заново завоевывать позиции, которые раньше казались устойчивыми.