Брюссель не сможет выполнить обязательства по приобретению американских энергоносителей на 250 миллиардов долларов ежегодно, как это предусмотрено торговым соглашением. Об этом в ходе общения с журналистами заявил глава комитета Европарламента по международной торговле Бернд Ланге.
«На мой взгляд, реализация подобного объема закупок представляется абсолютно нереалистичной», — отметил чиновник.
По его данным, в настоящее время европейские энергетические компании импортируют из США энергоносители примерно на 100 млрд долларов в год, а планируемая сделка предполагает увеличение этой суммы еще на 250 миллиардов. Всего 750 млрд за три года.
«Я не вижу, как это можно осуществить. Более того, я сомневаюсь, что Соединенные Штаты обладают достаточными ресурсами для обеспечения такого количества нефти и сжиженного природного газа. От представителей ряда американских компаний я слышал о их неспособности обеспечить подобные поставки», — подчеркнул Ланге.
Напомним, 27 июля в Шотландии президент США Дональд Трамп и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заключили рамочное торговое соглашение, предполагающее введение Соединенными Штатами 15-процентного тарифа на большинство европейских товаров (вместо 30-процентного, который он обещал ввести с 1 августа).
В ответ ЕС обязался ежегодно тратить 250 млрд долларов на энергоресурсы из США — импорт нефти, СПГ и ядерного топлива — в течение следующих трех лет. А также инвестировать в американскую экономику 600 млрд. долларов и закупить «огромное количество» военной техники.
Трамп тогда назвал это соглашение «самой крупной сделкой в истории». А фон дер Ляйен — «грандиозным делом», которое «принесет стабильность и предсказуемость».
Однако эксперты предупредили, что для ЕС цена этого «компромисса» может оказаться слишком высокой.
В частности, закупки энергоносителей на столь значительные суммы, как того требует сделка, по их мнению, могут привести к нарушению сложившихся систем поставок в отдельных странах Европы.
При том, что стабильность цен и логистика остаются под вопросом. Кроме того, по словам того же Ланге, 27 государств-членов ЕС имеют разные экономические приоритеты и не каждая готова нести расходы, предусмотренные договоренностями, что само по себе создает риски уже на этапе их реализации.
Венгерский премьер Виктор Орбан вообще считает, что обязательства по закупке энергоресурсов и инвестициям, взятые главой Еврокомиссии, выходят за пределы ее полномочий и невыполнимы на практике. Поскольку требуют действий от отдельных стран сообщества, а не от Евросоюза в целом.
Опять же, встает вопрос, располагают ли сами Соединенные Штаты такими ресурсами, чтобы одномоментно удовлетворить столь масштабный спрос со стороны Европы.
Согласно данным Управления энергетической информации США, общий объем экспорта энергоносителей из Штатов по всему миру в 2024 году составил 318 млрд долларов.
Из них, по расчетам Reuters, ЕС импортировал американскую нефть, СПГ и твердое топливо, такое как уголь, на общую сумму 76 млрд долларов. Увеличение импорта более чем в три раза, по мнению экспертов, было нереалистичным.
Сарший аналитик по СПГ в Kpler Артур Регаладо прямо заявил, что масштабы торговли энергоресурсами, предусмотренные сделкой, «превосходят рыночные реалии». И чтобы достичь поставленной цели, полагает он, «необходимо полностью перенаправить потоки нефти из США в ЕС или увеличить стоимость импорта СПГ из США в шесть раз».
Издание Berliner Zeitung, в свою очередь, обращает внимание на другой важный момент. А именно на то, что реализация соглашения по закупкам американского топлива в итоге ведет к полному доминированию Соединенных Штатов на энергетическом рынке Европы. Что для Евросоюза будет означать политическую капитуляцию и объявление экономического банкротства.
Ну и кто в результате кого обманул?
Этот вопрос «СП» адресовала доктору экономических наук, профессору кафедры европейских исследований Факультета международных отношений СПбГУ Станиславу Ткаченко:
— Здесь нужно учитывать, что Европарламент к исполнению и даже к обсуждению условий по сделке никакого отношения не имел.
Поэтому можно говорить том, что мы имеем дело с какой-то внутренней политической борьбой. Или между Европарламентом и Еврокомиссией. У них исторически отношения не самые прочные — вражды нет, но есть соперничество.
Но главное: вы вряд ли найдете в мире адекватного эксперта, который считал бы, что торговое соглашение, о котором идет речь, подписывалось сторонами искренно и с уверенностью, что его положения будут соблюдаться. Сейчас в Брюсселе уже признали, что ЕС пошел на эту сделку исключительно ради того, чтобы сохранить или даже увеличить вовлеченность США в украинский конфликт. И чтобы американцы продолжили оказывать военную поддержку Киеву. Только поэтому фон дер Ляйен соглашалась на все требования, который Трамп выдвигал по части экономических условий этого документа.
Европейских «ястребов», опять же, вполне устраивает, что Трамп будет помогать Украине сейчас, а исполнять договоренности по сделке нужно будет через три-пять-десять лет. Тем не менее тот факт, что как минимум Антониу Кошта — председатель Совета Европы — на данный момент признал, что они не собирались в полной мере выполнять эти нормы, это очень важно.
«СП»: А насколько это соглашение (в энергетической его части) выполнимо для самих американцев?
— Оно невыполнимо как раз по той причине, о которой сказал европейский парламентарий. У США пока нет таких мощностей, чтобы обеспечить такие объемы поставок в Европу в указанные сроки. Тем более что у Вашингтона есть обязательства еще и по отношению к странам Юго-Восточной Азии. Той же Японии, которая в рамках торгового соглашения выразила готовность на значительное расширение экспорта энергоносителей из США. Или Южной Кореи, тоже проявляющий в последнее время интерес к закупке американского СПГ.
Произвести такие объемы американские компании физически не могут. И европейцы в этом смысле даже довольны, что Штаты сами надорвутся, исполняя это положение. Это — первое.
Второе. Сжиженный природный газ все-таки очень дорогой — в среднем в два раза дороже, чем трубопроводный. Поэтому если Евросоюз будет вынужден выполнять обязательства, это еще сильнее увеличит кризис в энергетике и экономике Европы.
То есть, когда в июле Дональд Трамп и Урсула фон дер Ляйен подписывали сделку, они, в общем-то, преследовали разные целы. Причем уже тогда мало кто в Европе собирался ее выполнять. Хотя, я думаю, что и в администрации США не многие верили, что ЕС собирается следовать своим обещаниям.
«СП»: В любом случае, получается, Трамп — пострадавший. Его же обманули. Он как-то отреагирует на это?
— Подождем, увидим. Вообще, как мы знаем, реакция Трампа на Индию, например, была очень жесткая. Он выставил условие — «откажитесь от российской нефти». Индия не выполнила, и он сразу повысил тарифы вдвое — до 50%.
Поэтому, полагаю, если наши эксперты, наши СМИ будут этот вопрос поднимать, то реакция с его стороны может быть очень неприятной для Евросоюза. В тоже время Трамп, как мы знает, товарищ, очень переменчивый в своих заявлениях и угрозах. Куда, делись разговоры о Панамском канале, о Канаде, о Гренландии?
Я думаю, что в какой-то момент и эта тарифная война сойдет на нет. Тем более скоро Верховный суд США будет рассматривать вопрос о том, есть ли у Трампа вообще право в таком объеме поднимать тарифы в международной торговле. Если суд займет сторону противников президента, то и вопрос по сделке с ЕС, он как бы уйдет сам собой.