Если ты промышленник с большим опытом работы, высокими объемами производства и выполнения гособоронзаказа, то тебя должны отметить и наградить за отличные показатели в период проведения СВО. Это в идеале. Или в утопии. В реальности же при хорошей работе могут отправить и за решетку, как это произошло с Максимом Шихаловым, возглавлявшим АО «Конструкторское бюро промышленной автоматики» в Саратове.
Вместо звания Героя труда, как например было с директором Ростовского вертолетного производственного комплекса «Роствертол» Петром Мотренко, Шихалов получил уголовное дело, заключение под стражу и невозможность пройти нормальное лечение в стационаре.
АО «Конструкторское бюро промышленной автоматики» основано в Саратове в 1994 году. Основным видом деятельности является разработка и производство электронной аппаратуры, приборов для авиации, организация и проведение научных исследований и испытаний образцов военной техники. Максим Шихалов был генеральным директором предприятия с апреля 2017 года по апрель 2025 года. Ранее он возглавлял министерство промышленности Саратовской области (2015−2017 годы), был депутатом Саратовской областной думы шестого созыва, в 2021—2025 годах он руководил еще одним предприятием — АО «Алмаз-Фазотрон».
За время его руководства КБПА объем производства вырос в три раза, и в марте 2025 года Максим Шихалов трудоустраивался руководителем «Редуктора-ПМ» — крупного завода в Перми, специализирующегося на производстве и послепродажном обслуживании вертолетных редукторов и трансмиссий. Предприятие, как и КБПА, входит в структуру группы компаний «Ростех». Ради новой должности Максим Шихалов уволился из КБПА и «Алмаз-Фазотрона», проходил согласования в Москве, где его и задержали 21 марта 2025 года по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями при выполнении гособоронзаказа.
По версии следствия, в июле 2021 года Максим Шихалов из корыстной и личной заинтересованности согласовал ряд документов, позволяющих заключить контракт между АО «КБПА» и ООО «Саратовская энергосетевая компания» на аренду дизель-генераторной установки. Правоохранители считают, что это привело к неправомерному расходованию средств, предназначенных для выполнения государственного оборонного заказа, в размере 19 млн рублей.
Максим Шихалов и его адвокат Татьяна Шилова утверждают, что нарушения начались с самого возбуждения уголовного дела 20 марта: повод был создан искусственно, а ущерб в 19 млн рублей ничем не подтверждается — эта сумма взята из справки конкурсной комиссии, которая рассчитывала стоимость аренды ДГУ. Действительно, в аренду установка была взята, она помогла избежать простоев и срывов производства из-за отключений электричества, чем сэкономила КБПА 120 млн рублей. Закупка проводилась прозрачно через платформу «Ростеха». К тому же, как считает сторона защиты, никакого отношения аренда дизель-генераторной установки к гособоронзаказу не имеет, тем более в 2021 году, когда акционерами АО были физические и юридические лица.
Уже 21 марта следователями на Шихалова был оформлен привод в Саратов: никаких звонков, уведомлений и других способов связаться с подозреваемым до этого момента не было. Сразу задержание в Москве и 12 часов поездки на автомобиле в Саратов. Возможно, Шихалов мог убежать? Но куда? По «секретке» выезд за границу у него закрыт. Однако этого хватило, чтобы принудительно доставить его к следователям, после ночного допроса отправить в ИВС и затем уже по решению суда заключить под стражу.
«Обвинив меня в преступлении, без каких-либо фактов и доказательств, пытаются сфальсифицировать дело и незаконно держать меня под стражей», — рассказал Максим Шихалов.
Все эти действия, по его словам, нанесли серьезный вред здоровью — вскоре Шихалова отправили в медсанчасть, а затем в тюремную больницу, где он находился несколько месяцев. Защита арестованного ходатайствовала о проведении медосвидетельствования и медицинской экспертизы, которые смогли бы подтвердить его тяжелые кардиологические заболевания, но получала постоянные отказы. В чем была необходимость держать его под стражей, учитывая надуманную тяжесть статьи, состояние здоровья и отсутствие следственных действий?
«За все время с Шихаловым было проведено лишь три допроса, и то по его ходатайству. О нем просто-напросто забыли и закрыли. В деле нет никаких доказательств», — считает защитник.
Тем не менее суды продлевают его содержание под стражей, принимают решения об отказах на его жалобы. Из больницы его перевели обратно в СИЗО, где он находится в общей камере без права на получение необходимых обследований и лекарств, без постоянного контроля со стороны врачей.
«Я нуждаюсь в обследовании квалифицированных кардиологов. Ваша честь, я не хочу умирать в тюрьме», — заявил Шихалов на одном из судебных заседаний по жалобе его адвокатов. Но решение судом было принято не в его пользу.
Пока что ему лишь раз удалось доказать свою правоту. Судья Волжского районного суда Денис Пантеев на заседании 21 июля подтвердил незаконность действий следователей. Речь шла об одном из документов, пришедших из следственного отдела Кировского района Саратова — он был подписан начальником Сергеем Либерманом, который в то время находился в отпуске и никак не мог его подписать. Однако практической силы это судебное решение, по сути, не имеет, так как дело уже передано из Кировского района в ведение областного СУ СКР. В то же время адвокат считает факт признания ошибки небольшой подвижкой в плане дальнейшего признания его невиновности.
В сложившейся ситуации просит разобраться и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. В обращении к председателю Следственного комитета он просит смягчить меру пресечения Максиму Шихалову.
«В течение 8 лет на предприятиях, руководимых Максимом Шихаловым, государственный оборонный заказ исполнялся без срывов, за время руководства объем отгруженной продукции вырос в 3 раза. Под его руководством были созданы системы автоматического управления вертолетов, системы для самолетов», — сообщил экс-зампред Правительства РФ в письме к Бастрыкину.
Обращения к главному следователю страны также направляли близкие Максима Шихалова и его адвокат. Они указывают на незаконное задержание, нарушение порядка возбуждения и расследования уголовного дела, просят обратить внимание на сложившуюся ситуацию и поручить провести проверку.
«Хочу поблагодарить всех, кто занят в отечественной промышленности, в аграрном секторе, кто наращивает наш научный и производственный потенциал, обеспечивает продовольственную безопасность России», — сказал президент России Владимир Путин на торжественной церемонии вручения государственных наград в Кремле в декабре 2024 года.
В нашем случае следователи, видимо, тоже решили выразить благодарность. Отдельно взятому промышленнику, но своими методами, граничащими с расправой и беззаконием.