
Великобритания планирует запретить компаниям предоставлять услуги по перевозке и страхованию российского сжиженного природного газа (СПГ) в третьи страны, сообщает Reuters.
«Запрет будет вводиться поэтапно в течение 2026 года совместно с европейскими партнерами», — говорится в сообщении со ссылкой на заявление британского МИДа, опубликованное в преддверии встречи министров иностранных дел стран «Большой семёрки» в Канаде.
Такое ограничение направлено на снижение доходов России и является частью поддержки Украины. Британия прекратила импорт российского СПГ с января 2023 г. Лондон также намерен выделить 13 млн фунтов стерлингов на восстановление украинского энергетического сектора.
Ранее Евросоюз в рамках 19-го пакета антироссийских санкций утвердил план поэтапного отказа от российского газа: по краткосрочным контрактам с 25 апреля 2026 г., а по долгосрочным — с 2027 г.
Пока ЕС остается крупнейшим покупателям сжиженного природного газа из России и закупает половину всего экспортируемого нами СПГ. В числе покупателей Франция, Испания, Бельгия, а также Германия, где, правда, считают, что компания SEFE (бывшая Gazprom Germania) должна прекратить импорт газа с проекта «Ямал СПГ», сославшись на форс-мажор.
Руководитель института национальной энергетики Сергей Правосудов не удивлен решением Лондона.
— Европейский союз в принципе отказывается от закупок российского газа. Не одномоментно, дается некий срок для постепенного отказа, но так или иначе в этом направлении все будет двигаться. Ничего особенного в решении Лондона нет, оно в русле Евросоюза, хотя Великобритания из него и вышла.
Получается, что своими силами и силами дружественных государств будем продолжать экспортные операции. Другого варианта нет.
Продолжатся поиски компаний, которые формально не имеют отношения к России, с ними будут заключаться контракты. Скорее всего, этим будут заниматься страны-покупатели, прежде всего, в Азии.
«СП»: Крупнейшие наши поставщики СПГ — НОВАТЭК и Газпром. Решение Лондона по ним сильно ударит или они уже ко всему подготовились?
— Даже если не до конца подготовились, надо будет готовиться. Это очевидный факт.
Обычно просто происходит перераспределение: на каких-то рынках будет больше российского газа (допустим, на китайском, индийском), а на других рынках какой-то другой газ — американский, катарский, еще чей-то.
Если этим не заниматься, то цены на газ попрут вверх. Это никому не нужно, а тем более, если есть мощности по выпуску газа на территории России, соответственно, их так или иначе будут загружать, соответственно, найдется желающий купить — пригнать танкер, загрузить и направить на свой рынок.
«СП»: Япония активно покупает наш СПГ, а ее компании участвуют в проекте «Сахалин-2». Откажутся?
— Японцы заявляют, что не собираются отказываться от участия в проекте «Сахалин-2», от закупок российского газа. Он, условно говоря, уже почти японский, раз они акционеры, просто он добыт на территории России.
Сахалин очень близок к азиатским рынкам. Проблема, например, НОВАТЭКа, который поставляет с Ямала — либо по Северному морскому пути, который зимой и весной непроходим, либо мимо Европы плыть.
Раньше перегружали в европейских портах, так как это было удобно. Сейчас будут решать вопрос по-другому — например, будут перегружаться с ледовых танкеров на более легкие в районе Мурманска. А это будут уже китайские, индийские или еще какие-то танкеры.
Все будет работать без участия европейских стран, без захода в их порты. Это будет сложнее, но вопрос решится. В этом направлении в последние годы уже действуют, потому что понимают, куда все идет.
«СП»: Каковы перспективы нашего СПГ в целом?
— Это вопрос политический, он не имеет отношения к экономике. Все будет зависеть от нормализации отношений с США, с Европой. И тогда вопросы с СПГ будут решаться сразу — довеском.
Мы исторически столетиями были связаны с Европой. Сейчас эти связи во многом разорваны, плохо и им, и нам. В Европе все больше политиков, которые понимают, что из этого надо выходить, искать компромиссы, заключать торговые соглашения, возвращаться к сотрудничеству.
Поставки и газа, и нефти, и угля, и всего что угодно будут решаться параллельно с этим. Вопрос в том, в какой срок это будет решаться. Сейчас никто не даст ответ, но это рано или поздно произойдет.
Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач отмечает, что все решения принимаются осторожно.
— Все происходит дозированно: судя по тому, когда готова альтернативная инфраструктура, чтобы не нарушить поставки и интересы большого количества игроков европейского происхождения, которые участвуют в этом бизнесе.
«СП»: Для крупных российских поставщиков СПГ решение Лондона критично?
— Это не совсем правильно. Поставляет большое количество компаний, в том числе, например, французская Total, они имеют доли в проектах, соответственно, получают доли продукции по долгосрочным контрактам. Большое количество игроков европейского происхождения участвуют в этом бизнесе. Китайские компании законтрактовали, другие трейдеры, тот же Gunvor имеет долгосрочные контракты.
Думаю, ничего критического не произойдет, все готово для того, чтобы не пользоваться услугами компаний, находящихся в британской юрисдикции.
«СП»: Могут из-за решений Лондона иностранные компании, с которыми мы сейчас работаем, отказаться от сотрудничества?
— Те, которые работают в британской юрисдикции, наверное, не смогут предоставлять данные услуги. Найдутся другие, которые предоставят и страховое покрытие, и доставку грузов. Прошло время, компании адаптировались, тот же «Ямал-СПГ» отгружается.