В Ассоциации производителей и экспортёров фруктов и овощей Азербайджана всерьез обеспокоился действиями Россельхознадзора.
Российский регулятор, по мнению её главы, «искусственно создаёт почву» для ограничения экспорта, предъявляя всё больше претензий к качеству и упаковке продукции: «Если ещё до начала июня не было никаких проблем с качеством экспортируемых азербайджанских томатов, то как так вышло, что они возникли потом?», — задается риторическим вопросом глава ассоциации Башир Гулиев.
Дескать, формальные придирки касаются не только содержимого продукции, но и упаковки, маркировки и других технических деталей.
Несмотря на то, что экспорт пока продолжается, не исключена возможности серьёзных осложнений в двусторонней торговле.
В сладких, хотя и недешевых азербайджанских помидорах начали находить вредителей, южноамериканскую томатную моль, восточную плодожорку и других зловредных козявок.
Из-за этого поставщиков вынуждают проводить обеззараживающие процедуры и повторно проходить контроль, что стоит «немалых средств и нервов».
А ведь за последние годы Азербайджан только наращивал экспорт томатов, и, кстати, не только их. Россия — ключевой рынок сбыта для наших соседей, более 97% азербайджанских помидоров шли прямиком на север, как свежими на салаты, так и на закуску в маринованном виде.
Независимый эксперт, кандидат экономических наук Александр Калинин напоминает, что политика довольно часто вмешивается в совершенно вроде бы пустяковые вопросы, стремясь компенсировать некие дипломатические просчеты:
— Помню ещё в советские времена, с первыми проталинами в Москву начинала поступать зелень, всевозможные огурчики-помидорчики из Нахичевани.
Для Азербайджана — это исключительный регион. Не только политически и стратегически. Там благодатная земля. Овощи и фрукты оттуда, конечно, очень вкусные.
Я надеюсь, что помидоры как поставлялись, так и будут к нам поставляться. Растут они под жарким солнцем, хорошо созревают, сорта прекрасные. В этих помидорах много веществ, которые формируют в нашем организме очень положительные процессы.
Например, ликопин, мощный антиоксидант, защищающий клетки от повреждений свободными радикалами. Его связывают с профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний.
Напомню, что отец нынешнего азербайджанского лидера, перед тем как прийти к власти в новом Азербайджане, после развала СССР, некоторое время руководил именно Нахичеванью.
Последняя должность Гейдара Алиева в Советском Союзе была первый заместитель председателя правительства. Мне доводилось с ним встречаться в Тынде, которую называли «столица, Бама». Он ведь курировал строительство железнодорожной магистрали.
Он тогда сказал: «Я дожил до того, что поезда пошли из Тынды». Прекрасная у них была семья. Я думаю, что лучшее, из наработанного отцом, должно развиваться, а это добрососедство с Россией.
Его сын в свое время защитил кандидатскую диссертацию в МГИМО и остался там на преподавательской работе. Несмотря на то, что сейчас Ильхам Алиев президент этой страны и вроде бы продолжатель славного пути Гейдара Алиева, но курс у него теперь явно другой.
Ещё в Баку есть очаровательная дама, не просто «первая леди», а первый вице-президент Азербайджана. Она никогда не приезжает в Москву, в отличие от мужа. Не любит почему-то. Хотя до недавнего времени у них была четырехкомнатная квартира рядом с метро Полянка. Зато она годами действует в плотном контакте с Соединенными Штатами.
«СП»: Соседняя Турция вообще страна НАТО, но «помидорные войны» с ней заканчивались быстро.
— Между прочим, в Турции проживает очень много азербайджанцев, по разным оценкам, от 3 до 4,5 млн. Молодые люди, в том числе, проходят обучение в турецких медресе и в других учебных заведениях. Вернувшись, сами проповедуют в религиозных организациях.
Господин Алиев, к сожалению, забывает о том, что количество азербайджанцев в Российской Федерации тоже исчисляется миллионами. По большей части это нормальные, хорошие, очень приветливые люди. Но законы, порядки, и традиции нашей страны надо уважать всем.
Есть такое не очень красивое выражение — «азербайджанские диаспоры». Они у нас не только в Москве и Петербурге, но и во многих других городах нашей страны.
Недавно вот произошел конфликт в Екатеринбурге по поводу азербайджанцев.
Среди них попадаются «большие люди». Но нельзя забывать, что любой большой человек, сегодня, например, губернатор, а завтра… его хоронят.
Так что нужно работать сообща, а не стоять на пути решения сложных вопросов.
«СП»: И чем на этот раз закончиться помидорный конфликт?
— Решится в рабочем порядке. Наша торговля не ограничивается одними помидорами. У наших стран большой, миллиардный товарооборот. Повторяю, часто бывает, что какою-нибудь ерунду возводят на международный уровень.
Куда важнее то, что рядом с Азербайджаном расположен Каспий. А это сейчас — центр притяжения многих транснациональных компаний.
Более двадцати лет они внедряются в Каспийский регион, поскольку он по-прежнему считается очень перспективным. Идёт борьба за то, кому отсюда качать нефть и газ, за транспортные коридоры.
А для этого приходится договариваться. И с Азербайджаном, который выходит на Каспий, и с Казахстаном, и с Туркменией, и Россией тоже.
Каспийским регионом интересуется многие. Например, королевство Оман, очень богатая, интересная страна с точки зрения влияния на арабский мир. Даже Аргентина и та не против там поработать. Но ей вряд ли получится включиться в процесс — не пустят.
«СП»: Если вернуться к Азербайджану, получится у нас как-то с ним договориться или нет?
— Получится обязательно. Все станет на свое место, как только состоится разговор первых лиц. После этого Каспий перестанет штормить. А сейчас там кто-то «волну гонит».