Отказ от урана из РФ потребует времени, заявил глава Минэнерго США Крис Райт.
«Нам нужно массово наращивать обогащение урана в США вместе с союзниками из Европы, чтобы отказаться от российского, но это требует времени», — сказал чиновник. Он также напомнил, что закон не позволяет США закупать российский уран после 2028 года.
Интересно, а что им мешает изменить его?
Законопроект, запрещающий импорт обогащенного урана из России, Палата представителей США одобрила в декабре 2023 года. Согласно ему, допускается отмена запрета, если нет других жизнеспособных источников урана для поддержания работы ядерных реакторов в США.
Но ведь всегда можно сказать, что других источников не нашли. Это вполне в традициях американской санкционной политики. Тем более, что зависимость от российского урана действительно велика.
По данным Управления энергетической информации (EIA) Минэнерго США, большая часть урана, используемого для питания американских электростанций, импортируется, в 2022-м году около 12% этого импорта пришлось на РФ.
США, видимо, мечтают соскочить с российской «урановой иглы». Но так ли просто это будет сделать?
— На мировом рынке урана Россия занимает шестое место, а по общим запасам — четвертое, — поясняет советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Сам рынок сравнительно небольшой, поэтому отказаться от налаженных поставок не так просто.
«СП»: Для США действительно важно отказаться от российского урана, или это просто риторика с целью подбодрить союзников, которых заставили отказаться от всего российского, мол, мы сами скоро даже от урана откажемся? Это вопрос чисто политический или экономический тоже?
— В первую очередь это, конечно, политика, как, собственно, и любые санкции, которые не выгодны с точки зрения «чистого» рынка. Но если Россию рассматривают как вероятного противника, то вполне логично не закупать у нее такой стратегически значимый продукт.
«СП»: За годы санкций принимались попытки освободиться от зависимости от российского урана?
— Говорят об этом уже давно, но, судя по однотипности заявлений, повторяемых из раза в раз, особых успехов достичь пока не удалось.
«СП»: А сколько потребуется времени, чтобы «решить вопрос»? Как заявил Райт, закон не позволяет США закупать уран из РФ после 2028 года. А если не успеют? Что мешает продлить закон?
— Здесь многое будет зависеть от политической обстановки в самих США. Трамп, вероятно, отнёсся бы к продолжению закупок у России более легко. Но в случае возвращения к власти демократов закупки постараются максимально быстро свернуть, даже в ущерб себе.
«СП»: Где они могут теоретически найти замену? Насколько она будет адекватной и устроит США?
— Австралия, Казахстан, Намибия являются крупными поставщиками урана. Но нужно понимать, что отказ от закупок в России усилит их позиции как экспортеров и может вызвать рост цен на уран.
«СП»: Для нас потеря клиента в лице США будет болезненной? Может, давно пора перестать продавать им? Как и титан, и другие стратегические ресурсы.
— На первый взгляд, довольно абсурдная ситуация сложилась. С другой стороны, буквально накануне войны СССР и Германия активно торговали друг с другом, мы им поставляли сырье, они нам — машины и технику. Политика — искусство возможного. Но в целом, конечно, России лучше избавляться от подобных «клиентов», как США.
«СП»: А кому мы сможем еще продавать? Есть ли у других стран такие потребности? Или наши собственные нужды могут это покрыть?
— Уран нужен прежде всего для атомных станций. Думаю, Китай мог бы взять на себя значительную часть российского экспорта, как это уже происходит с поставками нефти и газа. Ну и нужно наращивать внутреннее потребление. Лучше, когда уран служит для нужд своей промышленности, а не чужой.
— США начали покупать ядерное топливо для своих АЭС у СССР ещё в 1960-е годы, — напоминает историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.
— Тогда Министерство среднего машиностроения СССР (предшественник Росатома) проводило активный курс на экспорт мирного атома: в социалистических странах и Финляндии строились АЭС по советским проектам, наш уран заслуженно пользовался спросом у энергетиков во многих странах Запада, а в Москве даже существовал специализированный магазин-салон «Изотопы», чьими покупателями были пользователи высоких технологий практически во всех уголках Земного шара.
Причины, по которым США начали покупать энергетический уран у СССР заключались в том, что СССР сумел освоить и внедрить более эффективную и дешёвую технологию разделения изотопов этого элемента, чем те, которые имелись в США и Европе. В результате американская ядерная промышленность преимущественно работала на оборонные заказы и обеспечивала АЭС по остаточному принципу.
Франция, являвшаяся крупнейшим европейским производителем урана, сама активно строила АЭС внутри страны, и внешний покупатель для неё был не в приоритете. Пользуясь этим моментом, СССР занял неплохую нишу на урановом рынке.
После распада СССР с подачи Вашингтона России была навязана программа ВОУ-НОУ. Согласно ей, Россия должна была заняться разубоживанием (процесс обратный обогащению) имеющихся у неё запасов высокообогащённого оружейного урана и за бесценок поставлять ядерное топливо Соединённым Штатам.
И вот здесь американцы перехитрили сами себя: атомная промышленность США, использовавшая и без того не самый эффективный метод обогащения урана, оказалась совершенно неконкурентоспособной в деле поставок энергоносителей.
«СП»: Смогут ли они отказаться от нашего урана в итоге?
— Разумеется, смогут. Вопрос лишь в деньгах и времени: импортозамещение — процесс трудный и болезненный, в чём мы и сами успели уже убедиться.
«СП»: А для нас потеря клиента в лице США будет болезненной?
— Вряд ли: уран пользуется спросом на рынке, покупателей среди стран с быстро растущей ядерной энергетикой тоже хватает.
«СП»: Может, давно пора перестать продавать им?
— А вот этого делать не стоит: потерять нишу на рынке легко, а вернуть — сложно. Кроме того, нам выгодно чтобы наш противник не развивал у себя технологии по выпуску стратегически важной продукции.