
Через две недели исполнится четыре года с момента начала Специальной военной операции на Украине. Уже как-то неловко использовать термин СВО, учитывая, что продолжительность боевых действий превысила продолжительность Великой отечественной войны 1941−1945 гг. Гибнут и гражданские, и военные.
Война Запада против России идет не только на тех территориях, которые мы называем фронтом, но и в тылу, порой за сотни и тысячи километров.
6 февраля мы узнали, что в Москве произошло покушение на генерал- лейтенанта ГРУ Владимира Алексеева. Это стало очередным звеном в цепочке терактов против высокопоставленных российских военнослужащих.
Список крупных террористических актов и диверсий, когда гибли мирные люди, очень длинный. В расследовании многих случаев убийств и терактов участвуют не только российские спецслужбы, МВД, следственный комитет, но также Росфинмониторинг.
Если судить даже по открытым источникам, то в каждом втором случае (убийства, террористического акта) фиксируется факт финансирования убийц и террористов с помощью криптовалют.
Так, глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин констатировал, что теракт в «Крокус Сити Холле», след которого вел на Украину и к западным разведкам, финансировали с помощью криптовалюты. В апреле 2024 года он сообщил: «Предварительные результаты показывают, что в организации теракта участвовали граждане целого ряда стран. А финансирование теракта проходило через многочисленные финансовые организации с использованием различных инструментов, в том числе криптовалюты».
Убийство в Москве генерала Игоря Кириллова и его помощника, агенты СБУ финансировали криптовалютой USDT.
Наверное, самой крупной операцией противника в тылу России стала операция под кодовым названием «Паутина». 1 июня 2025 года российские военные аэродромы «Дягилево», «Оленья», «Иваново» и «Белая» подверглись атаке FPV-дронов, которые провезли в грузовиках.
Никаких официальных сообщений о том, как финансировалась операция «Паутина», нет. Но эксперты, обсуждающие эту историю в социальных сетях и телеграм-каналах, уверены, что без криптовалюты скрыть подготовку операции, которая длилась полтора года, было просто невозможно.
Обращу внимание на то, что криптовалюта может идти не только из Украины и западных стран в Россию, но также в противоположном направлении. В России немало богатых людей, которые нашим воинам, участвующим в СВО, не помогают. Зато помогают ВСУ (Вооруженным силам Украины). И криптовалюта является идеальным инструментом такой помощи.
Так, в феврале прошлого года сотрудниками ФСБ был задержан 20-летний житель Омска при попытке выехать на территорию Украины. На допросе был зафиксирован факт перевода задержанным криптовалюты одной из украинских террористических организаций.
6 февраля прошла следующая новость. Следственным комитетом Алтайского края было выдвинуто обвинение против жителя Барнаула, который, как предполагается, причастен к финансированию терроризма.
Следствие установило, что в апреле 2025 года обвиняемый организовал сбор денежных средств среди своего окружения, в результате чего ему удалось набрать более 24 миллионов рублей.
На эти средства он приобрел криптовалюту, которую впоследствии переводил на Украину для финансирования украинской армии. Немного позднее Следственный комитет уточнил, что переведенные средства планировалось опять возвращать в Россию для оплаты терактов и диверсий на нашей территории.
И теперь я перехожу к самому главному. До сих пор в Российской Федерации нет контроля над обращением и использованием криптовалюты. Некоторые эксперты уточняют: «достаточного контроля». А другие настаивают на том, что «никакого контроля».
В России сложилась парадоксальная правовая ситуация: криптовалюты (частные цифровые валюты) и не разрешены, и не запрещены. Вот, например, страной, которая полностью легализовала биткойн и даже придавала этой валюте статус национальных денег, является Сальвадор. Ничего удивительного: эта латиноамериканская страна находится в неоколониальной зависимости от США.
Примером страны, полностью запретившей криптовалюты, является Китай. Там запреты действуют уже примерно пять лет. Нарушения строго караются. Чаше всего действует уголовная ответственность.
По заявлению Народного банка Китая (НБК), сделанному в ноябре 2025 года, любая связанная с криптовалютами коммерческая деятельность в материковом Китае является незаконной, а стейблкоины, включая те, что привязаны к основным мировым или национальным фиатным валютам, однозначно запрещены.
Все формы деятельности, связанной с криптовалютами в Китае, включая майнинг, трейдинг, инвестиции, работу бирж и сопутствующие услуги, классифицируются как незаконная финансовая деятельность. Логика Пекина предельно проста и понятна: криптовалюты осложняют Народному банку Китая управление денежной системой страны.
А это, в свою очередь, ослабляет государство и экономически, и политически. Короче говоря, криптовалютный запрет в Поднебесной продиктован соображениями национальной безопасности. И это при том, что Китай в отличие от России на данный момент ни с кем не ведет боевых действий.
Российский мир криптовалют эксперты справедливо называют «серой зоной». Это максимально благоприятная «питательная среда» для разного рода сомнительных и даже преступных операций.
Грамотный юрист вам скажет, что использовать криптовалюты в качестве платежных средств — для оплаты товаров и услуг — в России запрещено. Но торговать ими, то есть — использовать в качестве «товара» — можно без ограничений. Но там, где есть возможность купить и продать крипту, там без особых трудностей такой купле-продажей можно прикрыть оплату любых товаров и услуг, включая услуги по убийству или организации взрыва.
Размах операций в указанном «сером» сегменте российской экономики впечатляет. Свежих цифр найти не удалось. Но два года назад Банк России, сообщал, что в 2023 году активность россиян на рынке криптовалют быстро росла.
В IV квартале 2023 года сравнению с II-III кварталом того же года веб-трафик российских пользователей на крупнейших крипто-площадках (криптобиржах, P2P-площадках, криптообменниках) вырос на 16,4% и составил 104,6 млн посещений. Оборот транзакций криптоактивов, потенциально приходящийся на россиян, увеличился на 15,6% и достиг 4,5 трлн рублей.
Купленную или полученную за «услуги» крипту всегда можно конвертировать в рубли или иную фиатную валюту. Чтобы вывеси криптовалюту с персонального кошелька на банковский счет или карту, можно воспользоваться криптобиржей или P2P-сервисом.
Если владельцу кошелька нужны наличные рубли, тогда следует воспользоваться офлайн-криптообменником. Вы думаете, что такие криптообменники находятся где-то в подполье, куда проникнуть можно только по специальному паролю или коду? Ничего подобного.
Образно выражаясь, они находятся под ярким светом уличного фонаря. А если конкретно — в высотных башнях «Москва-Сити». После теракта в «Крокусе», кода следователи выяснили, что операция финансировалась с помощью крипты с Украины, «вежливые люди» пришли для обысков в офис криптобиржи Beribit, находящийся в башне Федерации.
Потом обыски также прошли в офисе криптобиржи ABCeX и других криптовалютных компаний. Кстати, через эти крипто-структуры удалось выйти на некоторых дотоле неизвестных участников подготовки теракта в «Крокусе».
После этого «вежливые люди» (следователи и сотрудники ФСБ) стали время от времени наведываться в башни «Москва-Сити».
В СМИ иногда попадали сведения о том, что крипто-фирмы «Москва-Сити» обслуживали онлайн-казино, проводили расчеты по операциям даркнета, в том числе торговле запрещенными веществами.
А в сентябре прошлого года правоохранителями была проведена самая крупная операция. Три недели в офисах разных крипто-площадок «Москва-Сити» шли проверки и выемки, изъятия наличных и техники.
На какое-то время закрывались криптообменники и прочие крипто-площадки. Но буквально на несколько часов.
Тот рейд правоохранителей имел некоторый резонанс. Так, исполнительный директор Cifra Markets Алексей Короленко прокомментировал это событие следующим образом: «Действительно, крупнейшие криптообменники, которые стали фигурантами новостей, приостановили работу. При этом собрать данные о каждом обменнике в центре невозможно, так как их огромное количество. Эти площадки привыкли к визитам силовиков. Они были достаточно рутинными для них, приходили и уходили. Но сейчас понадобилось определенное время, чтобы осознать, что это не что-то рядовое». Он также добавил: «Москва-Сити» — это ключевой хаб, через который проходит львиная доля всего серого оборота криптовалюты".
Примерно также прокомментировал событие независимый эксперт Андрей Бархота: «Москва-Сити» стал центром не только деловой среды, но и работы нелегального финансового контура. Правоохранители надеются через закрытие обменных пунктов прекратить отток частного и нечестно нажитого капитала за рубеж и выйти на участников отмывания доходов".
Уже пошел пятый месяц после того резонансного рейда правоохранителей в офисы «Москва-Сити», но ничего не изменилось. Крипто-площадки даже не стали менять свою локацию, они все в той же престижной башне продолжают заниматься своим то ли «серым», то ли «черным» бизнесом. «Вежливые люди» бьют по хвостам. А надо бить по голове.
И вроде бы это все понимают наверху. Росфинмониторинг считает серьезным вызовом использование криптовалют в подрывной и террористической деятельности, заявил замдиректора финансовой разведки Антон Лисицын на форуме «Кибербезопасность в финансах».
В конце мая прошлого года в Москве проходило 42-е пленарное заседания Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
На нем выступил премьер-министр России Михаил Мишустин. Он констатировал: «На фоне стремительной цифровизации возникают новые вызовы, связанные с появлением изощренных форм финансирования терроризма, в том числе через использование в противоправных целях криптоактивов».
В начале нынешнего года пришла новость, что наши властные структуры готовят нормативный документ, в котором будет определена ответственность за незаконные операции с криптовалютой. Планируется, что этот документ начнет действовать с 1 июля 2027 года. Возникает вопрос, почему мы еще почти полтора года должны ждать, когда за незаконное применение криптовалюты начнут наказывать?
И еще вопрос: а где грань между законным и незаконным использованием крипты? И еще более серьезный вопрос, как можно проконтролировать незаконное использование крипты? Ведь потому она и называется «криптой», что обеспечивает конфиденциальность и анонимность.
Когда-то над подобными вопросами задумывались и в Китае. И пришли к выводу, что самым правильным решением будет полное запрещение криптовалюты. На то, чтобы прийти к такому выводу, китайским товарищам потребовалось всего несколько месяцев.
Может, и нам не стоит ждать 1 июля 2027 года, а, опираясь на китайский опыт, запретить криптовалюту прямо сейчас? Тем более, что в отличие от Китая, мы находимся в состоянии Специальной военной операции.