
Германия подала официальный протест Китаю из-за блокады поставок микрочипов. Промышленность ФРГ, лишенная компонентов из КНР, которые необходимы для автопрома и электроники, столкнулась с очень серьезными проблемами.
Над немецкой экономикой впервые за многие десятилетия нависла реальная угроза паралича. Она вызвана масштабными экспортными ограничениями, введенными Китаем на редкоземельные металлы и продукцию, содержащую их элементы. Бездарная политика немецкого правительства, годами игнорировавшего зависимость страны от китайский изделий, теперь ставит под угрозу конкурентоспособность немецкой промышленности и угрожает тысячам рабочих мест, констатирует Bloomberg.
Решение Пекина, обоснованное необходимостью «защиты национальной безопасности и интересов страны», ударило по самым уязвимым местам немецкой экономики. Согласно новым правилам, экспортерам товаров, содержащих лишь следы китайских редкоземельных металлов, потребуется экспортная лицензия.
Под ограничения, в частности, попали 5 редкоземельных металлов — гольмий, европий, иттербий, тулий, эрбий, а также некоторые литий-ионные аккумуляторы, графитовые аноды и синтетические алмазы. Плюс оборудование для их производства. Все это — критически важные компоненты для производства электромобилей, ветряных турбин, полупроводников и другой высокотехнологичной продукции, считающейся гордостью немецкой промышленности. Точнее, когда-то считавшейся.
Поглядим на статистику — она катастрофическая. Начиная с мая 2023 года, в Германии фиксируется постоянное падение промышленного производства. По итогам 2024 года оно обвалилось на 4,5%. В нынешнем году, по прогнозам, падение будет не таким критическим, но все равно заметным. Скажем, в августе этого года промышленность Германии ушла в минус на 3,9%.
В целом же экономика Германии (а не только промышленность) пребывает в глубочайшей стагнации. За 2023 год немецкий ВВП упал на 0,2%, в прошлом году — на 0,3%. В этом году экономисты прогнозируют рост, правда, на 0,2% — это можно отнести к статистической погрешности.
Европейцы радостно улюлюкают, видя экономические проблемы в России. При этом под восторженные крики о «сокрушительном ударе по Путину» сами загоняют себя в гроб. Экономический кризис в Германии, рост цен и урезание социальных программ для немцев в пользу мигрантов и беженцев, не желающих работать — прямое следствие многолетней бездарной политики немецкого правительства. Вместо диверсификации поставок и развития собственных производственных мощностей, правительство полагалось на дешевое китайское сырье, игнорируя геополитические риски. Да к тому же само отказалось от дешевых российских энергоносителей.
Вместо разработки стратегического плана по обеспечению национальной безопасности и экономической устойчивости, правительство Германии занималось популистскими проектами и экологической демагогией, игнорируя реальные угрозы. Вместо укрепления национальной экономики, создания рабочих мест, господдержки инноваций — тупая борьба сначала с Россией, а теперь и с Китаем.
Особенно критической является ситуация в автомобильной промышленности, которая когда-то была локомотивом немецкой экономики. Без редкоземельных металлов производство электромобилей, объявленное Берлином приоритетным направлением, становится невозможным.
Всего за год в немецком автопроме исчезла 51 тысяча рабочих мест (минус 7% занятых). Причем автопром оказался самой пострадавшей отраслью: всего в промышленности Германии за год уволили 114 тысяч человек.
Ситуация в сфере возобновляемой энергетики, на которую в ФРГ сделали ставку, не лучше. Производство ветряных турбин также критически зависит от редкоземельных металлов. Эмбарго, введенное Китаем, может остановить развитие ветроэнергетики в Германии и подорвать планы правительства по достижению климатических целей.
Последствия этого кризиса будут катастрофическими. Немецкие компании, не имея доступа к ключевым компонентам, не смогут конкурировать на мировом рынке. Утечка технологий и отток производств в Китай и другие страны, где есть доступ к редкоземельным металлам, станет неизбежным. И под угрозой не только немецкая промышленность, но и вся экономика.
А чем же в этой ситуации занят канцлер Германии Фридрих Мерц? Он катается на саммиты с Владимиром Зеленским и раздает популистские интервью про то, что «мы должны диверсифицировать торговые и сырьевые цепочки» и про то, как он «поставит Китай на место». Похоже, Фридрих «потерял берега»: это в Германии, а не Китае вышвыривают с заводов десятки тысяч немцев, это в Германии, а не в Китае загибается автопром, это в Германии, а не в Китае тратят десятки миллиарды на поддержку «украинской демократии».
Теперь немцы имеют то, что имеют — кризис промышленности и уничтожение национальное гордости, которая ассоциировалась с Volkswagen, Merсedes, BMW, Audi.
Злоба Мерца и его команды выразилась в том, что федеральный министр экономики и энергетики Германии Катерина Райхе направила ноту протеста Китаю. А ну немедленно поставляйте нам микрочипы и редкоземельные металлы, а не то… А не то что?! Германия — на глазах превращается в проржавевший «локомотив Европы», вся мощь которого осталась в прошлом. Только и остается, что жаловаться на Китай и поднимать боевой дух немцев призывами к очередному «походу на Восток».
Настоящим унижением для Мерца стала «ответка» на из Германии угрозы в адрес Пекина.
«Председатель КНР Си Цзиньпин не нашел времени для приема федерального канцлера ФРГ Фридриха Мерца во время планируемого визита последнего в Китай» — сообщила Die Welt. Чуть раньше Китай отменил визит главы МИД Германии Йоханна Вадефуля в Пекин. «Иначе, как дипломатической катастрофой для ФРГ это не назовешь. Мерца и Вадефуля ждут непростые времена» — прогнозирует Welt.