Представители Челябинской области во главе с губернатором Алексеем Текслером провели два дня в Белоруссии. Руководитель южноуральского региона встретился с президентом Александром Лукашенко.
В телеграмм-канале Алексея Текслера сообщается, что первый день работы делегации прошел в Гомельской области. Губернатору показали технику «Гомсельмаша» (производит комбайны и другие сельскохозяйственные машины). В Жлобине Текслер побывал на Белорусском металлургическом заводе.
Второй день работы южноуральской делегации был посвящен встречам на высшем уровне: с президентом Лукашенко, правительством Белоруссии, послом России Борисом Грызловым.
Глава республики привел цифры: торговый оборот Белоруссии и Челябинской области в год достиг 0,5 млрд долларов.
В то же время он заметил, что пора «расшивать узкие места». И напомнил, что в былые годы российский регион покупал у Белоруссии много БелАЗов. Но эта техника нуждается в обновлении.
«Обсудили весь спектр наших отношений — и рост товарооборота, кооперацию предприятий, взаимодействие в сферах туризма, культуре и спорте, патриотической работе с молодежью», — подытожил результаты визита Текслер.
Президент Уральского экономического союза Олег Витковский высказал «СП» свое мнение по поводу поездки челябинской делегации:
— Визит был подготовлен и проведен хорошо. Губернатор наш работал там неделю. Я позавидовал тем, кто туда поехал. Показательно, что президент Белоруссии встретился с Алексеем Текслером.
«СП»: Визит был идеальным?
— Делегация была в основном из чиновников. Надо было больше бизнесменов пригласить. Особенно на главную встречу с Лукашенко. Стоило подготовить 2−3 ключевых проекта, по которым договорились, заявить об этом.
Башкирия, например, уже создала много совместных предприятий (СП) с белорусами. Белоруссия — это самодостаточная страна. Челябинской области тоже надо создавать такие СП. Хотелось бы услышать более подробные итоги визита. Особенно от бизнесменов, кто вошел в состав челябинской делегации.
«СП»: Каким может быть дальнейшее развитие отношений?
— Можно в следующий раз пригласить Лукашенко на Урал: в Челябинск, Екатеринбург. Почему нет? У Челябинской области есть представительство в Белоруссии. А у белорусов представительства в Челябинске пока нет.
Пусть даже будет совместное финансирование поначалу. Хотелось бы видеть белорусские предприятия на нашей земле, хотя бы стенды какие-то с информацией. Можно сделать интерактивно, образцы продукции представить. Потом Лукашенко расскажет Путину, что на Урале сделан такой павильон, где представлена продукция всех крупнейших белорусских предприятий. Будет здорово.
«СП»: Челябинские предприниматели в этом заинтересованы?
— Конечно. Особенно если будут представлены контакты этих белорусских предприятий. Можно сразу договориться о встрече, съездить в Белоруссию. Я бы сам с удовольствием съездил.
В Жлобине, где побывал Текслер, закрылось предприятие, производящее меха, а я как раз занимаюсь у себя таким производством. Вопрос — почему закрылось, как восстановить? Может, сделать СП в Челябинской области? Чтобы не терять компетенции. И в то же время работать в русле проектов импортозамещения.
«СП»: Белоруссия это не только про мебель и сыры?
— Это еще лидер и по производству мягкой игрушки. У них много хорошей фурнитуры. Хотелось бы ее увидеть в России, чтобы далеко не ездить.
«СП»: Сколько предприятий Челябинской области представлено в Белоруссии?
— Официально указано, что в павильоне в Минске представлена продукция 168 наших предприятий. Заключено более 70 экспортных контрактов. Но это просто цифры. А какие крупные контракты заключили? Что построили, о чем договорились? Конкретики не хватает.
Экономист-аналитик, руководитель «Центра анализа и прогнозирования» Сергей Гордеев в беседе с корреспондентом «Свободной Прессы» обратил внимание на те моменты визита, которые остались за кадром.
«СП»: Что Челябинская область может выиграть от такого развития сотрудничества? Понятно, что Белоруссия заинтересована в расширении рынка сбыта своих БелАЗов.
— С одной стороны, она не является таким емким по товарообороту партнером для Челябинской области, как Китай или некоторые другие страны. 0,5 миллиарда долларов торгового оборота — сравнительно немного, какие-то проценты от общего объема торговли региона.
С другой — связи стабильные, налаженные еще во времена СССР. Белоруссия всегда была направлением поставок более технологичных видов продукции. БелАЗы как шли к нам, так и будут идти. Тут важнее изменение структуры экспорта-импорта.
«СП»: Что имеется в виду?
— Объемы не такие крупные, к которым мы привыкли, когда поставки на экспорт выполняли наши гиганты индустрии (ММК, РМК и другие). Например, в тот же Китай.
Теперь поставки по экспорту-импорту могут идти более мелкими партиями, но в расширенном ассортименте. Усиливается роль сервиса по тем же поставленным из Белоруссии в Челябинскую область БелАЗам или комбайнам.
«СП»: Есть еще поставляемые в Россию белорусская мебель, мясомолочная продукция: сыры, масло, колбасы…
— Белорусская продукция конкурентоспособна на российском рынке, без сомнения. Она выполняет по тем же сырам функцию сдерживания цен в России. Есть и другие факторы.
«СП»: Времена СССР давно прошли. Теперь Белоруссия самостоятельное государство. Правда, входящее с некоторых пор в состав Союзного.
— То, что сейчас наши связи развиваются в новых условиях — само по себе хорошо. Но важнее даже то, что Белоруссия становится этаким «окном» в мир для российских регионов в силу специфики своих внешнеэкономических связей. У этой страны весьма гибкая внешнеторговая политика. Я оцениваю прошедший визит как своего рода смотрины.
«СП»: Белоруссия может стать для России окном в недружественную Европу?
— Я бы не сказал, что окном. Скорее, приоткрытой форточкой. Надо посмотреть, что и как будет в этом отношении дальше. Прошедший визит делегации Челябинской области важен не сам по себе. Это первый шаг к тому, что может быть.
Возможно, будет углубление сервисных взаимоотношений. Возможно, усилится экспорт продукции Челябинской области в Белоруссию. Надо больше смотреть не на сегодняшний уровень отношений, а в перспективу.
«СП»: Какие могут быть варианты?
— Важно, что начало меняться направление экспортно-импортных операций — с Востока на Запад. До этого у Челябинской области были официальные визиты либо в Китай, либо в страны Средней Азии. Белоруссия может позволить оптимизировать формы ведения российского бизнеса, в том числе внешнеэкономического.
Я бы еще упомянул финансовые операции. Белорусские карты в отличие от российских работают в Европе. Можно сказать, в Белоруссии формируется в данный момент очень своеобразный, в соответствии со спецификой настоящего времени, торгово-логистический «квази-хаб» для российских предприятий. И не только если говорить о контактах с Европой, но и, например, с Африкой, другими регионами.